Искусство обучения: как творческий подход меняет образовательный процесс

Искусство обучения

Анна Борисова, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», преподаватель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказала о том, как творческий подход меняет образовательный процесс и что такое ТРИЗ. 

Кто такой учитель

Учитель — это наставник, который вдохновляет, координирует процесс обучения и помогает ученикам раскрывать свой потенциал, поэтому к его ключевым задачам относится не просто передача знаний, а создание условий для развития креативного мышления учащихся: находить нестандартные пути решения задач, придумывать новые идеи и применять полученные знания на практике.

Для того чтобы эффективно справляться с этими задачами, педагогу самому важно постоянно учиться, осваивать новые методики и подходы. В этой статье я расскажу об одном из инструментов развития креативного мышления у обучающихся — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Что такое ТРИЗ

Творческое мышление — это не просто талант, а навык, который можно развивать. Именно для этого была создана ТРИЗ — система методов, которая помогает находить нестандартные решения. Ее придумал советский изобретатель Генрих Альтшуллер в середине XX века, когда изучал, как люди придумывают новые технологии. Позже оказалось, что эти принципы отлично работают не только в инженерии, но и в других сферах, включая образование.

Как это работает

Часто люди сталкиваются с задачами, у которых на первый взгляд нет простого решения. ТРИЗ помогает разложить проблему на части, найти в ней противоречия и придумать способ их устранения. Вместо того чтобы методом проб и ошибок перебирать разные варианты, ТРИЗ предлагает системный подход, который позволяет быстрее и эффективнее находить решения.

Например, если ученик решает сложную задачу, он может использовать один из методов ТРИЗ:

  • Метод фокальных объектов — совмещение несвязанных понятий, чтобы найти новые идеи. Суть метода в том, чтобы взять исходный объект (например, предмет, проблему или процесс) и добавить к нему случайные слова, не имеющие очевидной связи. Затем анализируются их свойства и ищутся способы переноса этих характеристик на исходный объект. Такой подход заставляет мозг выходить за рамки привычных ассоциаций и генерировать новые идеи;
  • Мозговой штурм — генерация большого количества идей без критики на первом этапе;
  • Системный оператор — анализ проблемы в разных временных и пространственных масштабах.

Один из ключевых принципов ТРИЗ — это «Идеальный конечный результат» (ИКР). Это означает, что лучшее решение — это то, которое требует минимальных изменений, но при этом максимально эффективно.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Как ТРИЗ применяется в школе

Применение ТРИЗ в учебном процессе делает занятия интереснее и полезнее.

Например:

  • На уроках литературы ученики могут разбирать судьбы героев через анализ противоречий: почему герой поступил именно так? Какие у него были альтернативы?
  • На уроках истории школьники могут искать аналогии между разными событиями и предлагать альтернативные сценарии;
  • На уроках физики и химии ученики могут использовать теорию для поиска новых способов решения технических и экологических задач.

Примеры заданий на основе ТРИЗ

Применяя принципы ТРИЗ на уроках, учащиеся могут научиться выявлять противоречия, находить нестандартные решения и развивать творческие способности. Ниже я привожу примеры заданий для школьников:

  1. Литература

Представьте, что у героя произведения были бы иные  условия для деятельности.
Как это  могло бы  повлиять на  его судьбу?

  1. История

Проанализируйте технологические решения древних цивилизаций. Как бы они могли улучшить свои достижения с помощью современных знаний?

  1. Физика

Придумайте способ увеличить КПД двигателя без увеличения затрат энергии.

Такие задания помогают детям не просто искать правильные ответы, а учат их анализировать, исследовать и находить неожиданные решения.

Сегодня важно не просто давать ученикам знания, а учить их мыслить творчески, адаптироваться и решать нестандартные задачи. ТРИЗ — это один из инструментов, который помогает этому научиться. Он делает процесс обучения интересным, увлекательным и полезным для будущего. Ключевая роль в этом процессе, как и прежде, принадлежит учителю — тому, кто вдохновляет и направляет учеников на поиски новых решений.

Читайте нас в Telegram - stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях

Вам может быть интересно

Бесплатно
Ориентация на результат

Курс раскрывает содержание компетенции «Ориентация на результат» с точки зрения фундаментальных особенностей восприятия человеком окружающего мира и построения на его…

Бесплатно
Трендвотчинг: работа с трендами

Образовательный курс «Трендвотчинг: работа с трендами» — это курс для тех, кто хочет развить инновационное мышление и стратегическое планирование

Бесплатно
Навыки эффективного обучения

Курс направлен на развитие навыков эффективного обучения

Бесплатно
Планирование и организация

Содержание образовательного курса позволит студентам получить представление о современных технологиях планирования и организации деятельности

Бесплатно
Коммуникация в цифровой среде

Данный курс позволит вам развить и вывести свою цифровую коммуникативную грамотность на новый уровень

Бесплатно
Эмоциональное выгорание

Образовательный курс «Эмоциональное выгорание» поможет сформировать систему знаний об эмоциональном выгорании в профессиональной среде, способах его распознавания, профилактирования и проработки на…

Бесплатно
Профразвитие: выйди на стажировку мечты

Проект «Профразвитие» и этот курс ускорят твой путь к успешной карьере! Пройди все этапы от выбора стажировки до подготовки к…