Выделяться в бесконечном потоке контента — задача не из легких. Как создать уникальный характер для своего блога, чтобы притягивать и удерживать целевую аудиторию? Можно использовать инструмент из арсенала маркетологов и сценаристов — архетипы.
Что такое архетипы?
С древнегреческого «архетип» переводится как «первообраз, оригинал, подлинник, образец». Понятие архетипа использовал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он предположил, что это подсознательное представление об идеальном образе человека, которое передается через поколения и влияет на наши действия и суждения. Архетипы находят отражение в мифах, сказках и сновидениях.
Позже идею развили. Писатель Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» разобрал путь героического архетипа на определенные стадии: через эти этапы проходит любой герой в мифах или сказках. А Маргарет Марк и Кэрол Пирсон написали книгу «Герой и бунтарь. Как использовать архетипы на пользу бизнесу и творчеству», в которой адаптировали теорию архетипов для брендинга и рекламы. Таким образом архетип стал способом «очеловечить» образ бренда, компании или медиа: наделить его узнаваемыми чертами, которые понятны аудитории.
Какие бывают архетипы?
Существует удобная классификация из 12 основных архетипов, сгруппированных по четырем ключевым мотивам.

Теперь подробнее разберем отличительные черты каждого архетипа.
| Ребенок | Соцсети или бренды с таким архетипом хотят сделать клиента или подписчика счастливым. Такие проекты стремятся пробудить яркие положительные эмоции, транслируют радость. В коммуникации такого архетипа не будет скандалов, провокаций и агрессии. |
| Мудрец | Стремится к постоянному развитию и поддерживает на пути к знаниям. Обычно такой архетип выбирают образовательные проекты и блоги. |
| Искатель | Любопытство — главная черта. Проекты с этим архетипом создают контент про новый опыт, яркие эмоции и встречи. Они выступают против обыденности и рутины. |
| Герой | Транслирует образ смелого и бесстрашного. Блоги с архетипом Героя отличаются откровенностью: тут можно встретить контент о признании ошибок и рассказ о поражении. |
| Маг | Показывает подписчикам, как превращать мечты в реальность. В проектах с архетипом Мага создается ощущение иллюзии, тайны. |
| Бунтарь | Цель — ломать шаблоны. Такие проекты выступают против правил, транслируют самоуверенное поведение, напористы в общении с аудиторией, устраивают провокации и выводят на эмоции. |
| Друг | Главное сообщение архетипа: «я такой, как ты». Проекты с архетипом Друга показывают привычный для аудитории образ жизни, стремятся создавать вокруг себя поддерживающее сообщество. |
| Шут | Задача — рассмешить всех. Бренды с таким архетипом рассматривают веселье как смысл жизни, показывают легкое отношение ко всему, стараются добавлять юмор в любой контент. |
| Любовник | Коммуникация с аудиторией основана на чувствах. Контент создается с фокусом на удовольствии и наслаждении. Часто такой архетип выбирают бренды и блоги, связанные с модой, красотой и эстетикой. |
| Правитель | Архетип для лидеров. Передает ощущение власти, успеха, решительности. В коммуникации с аудиторией выбирает вежливый тон. |
| Заботливый | Этот архетип — воплощение роли родителя. Такие бренды и блоги окружают свою аудиторию заботой, вниманием, транслируют, что они всегда рядом. |
| Творец | Цель — создавать новое. Демонстрирует нестандартное мышление, воплощает смелые желания. В коммуникации открыт и честен. |
На что влияет архетип?
Правильно выбранный архетип определяет все элементы вашего присутствия в соцсетях:
- Голос бренда или блога (TOV, Tone of voice). То, как вы общаетесь с аудиторией, как говорите, на какие темы, с какой тональностью.
- Визуальная концепция и дизайн: цветовая палитра, шрифты и стиль фотографий.
- Креативная концепция: какой контент создаете.
Как выбрать архетип для блога?
Выбор архетипа — это длительный процесс, который требует анализа. Делимся пошаговым планом:
- Проведите анализ своих соцсетей и целевой аудитории. Какие ценности вы транслируете? Чего боятся ваши подписчики? Какие у них мечты?
- Изучите конкурентов. Это поможет занять уникальную нишу.
- Сделайте выводы и выберите главный архетип, который больше всех подходит для вашего блога, ниши и стиля общения. Ориентируйтесь на таблицу выше.
- Не бойтесь сочетаний. Часто эффективнее работает микс из 2-3 архетипов. Например, главный — Мудрец (обучающий контент), а дополнительный — Заботливый (поддержка подписчиков). Главное, чтобы их черты не противоречили друг другу.
Архетип дает вам основу для контента. Это не просто красивая теория, а практический инструмент, который помогает выстроить последовательную коммуникацию. Начните применять его уже сегодня, и ваши соцсети обретут то самое узнаваемое «лицо», которое полюбит аудитория.
Больше о ведении соцсетей можно узнать в проекте «ТопБЛОГ». Эксперты в сфере медиакоммуникаций, SMM и digital–продюсирования помогают участникам раскрыть потенциал в медиаиндустрии, наладить контакт с аудиторией и изучить современные инструменты для самореализации и творческого развития в социальных сетях.