Долговременная память — это хранилище всех знаний, которые человек усвоил за всю свою жизнь. Здесь находятся навыки катания на коньках, приятные моменты из отпуска в 2015 году и стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Александра Пушкина, которое учили наизусть в школе.
Долговременную память делят на два основных вида: декларативную и недекларативную — разберем каждый подробнее.
Декларативная память — это вид, который отвечает за запоминание фактов, событий и обстоятельств. Она в свою очередь состоит из двух подвидов: семантический и эпизодический.
Семантический подвид относится к запоминанию информации, которая не связана с конкретными событиями и личным опытом. Например, это могут быть знания о мире, языке, науке, культуре.
Как развивать:
- чтение книг и статей для расширения кругозора;
- изучение иностранных языков;
- проведение мнемотехнических тренировок, например, создание ассоциаций и связей между различными понятиями.
Эпизодический подвид отвечает за запоминание конкретных событий и обстоятельств, которые связаны с личным опытом. Например, это могут быть воспоминания о прошлых путешествиях, важных событиях в жизни или людях.
Как развивать:
- ведение дневника, чтобы запомнить важные моменты;
- обсуждение прошлых событий с друзьями и близкими, чтобы повторно вспоминать их и закреплять в памяти.
Недекларативная память — это вид, который отвечает за запоминание навыков. Она также делится на несколько подвидов: процедурную, прайминг и классическое обусловливание.
Процедурная память хранит навыки, которые человек приобретает в процессе повторения определенных действий. Например, это могут быть игра на музыкальном инструменте, управление автомобилем, езда на велосипеде.
Как развивать:
- практика: регулярное повторение определенных действий, чтобы закрепить навык;
- обучение: работа со стажером или учеником, чтобы передать свой опыт и знания;
- самостоятельное изучение: чтение книг и статей, чтобы дополнить свои знания и улучшить навыки.
Прайминг отвечает за запоминание информации, которая помогает быстрее распознавать и понимать новые данные. Например, если вы ранее изучали классы животных, то, увидев карточку с зеброй, быстро определите, что она относится к млекопитающим.
Как развивать:
- изучение новой информации на основе пройденной: используйте знания, которые уже имеете, чтобы научиться другим навыкам;
- чтение научных статей и книг по психологии, чтобы лучше понимать процессы прайминга.
Классическое обусловливание отвечает за запоминание связей между разными стимулами и реакциями на них. Например, если вы слышите звук дверного звонка, то автоматически связываете его с посетителем, который пришел в гости.
Как развивать:
- использование разных типов стимулов при обучении — например, звук, свет, запах;
- эксперименты с обстановкой: попробуйте менять место учебы во время изучения новой информации, чтобы укрепить связь между стимулами.
Долгосрочная память играет важную роль в нашей жизни, храня знания, навыки и воспоминания. Понимание ее видов и способов развития может помочь в учебе, работе и повседневной жизни. О других полезных упражнениях можно узнать в нашем бесплатном онлайн-курсе «Память, внимание, логика: как тренировать мозг для карьерного роста (методики/практики)».