Ок Дон Хи, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», методист ГБНОУ «Академия талантов» города Санкт-Петербурга, рассказала о том, как определить и развить талант ребенка.
Талант — это дар или результат работы?
Некоторые дети с раннего возраста демонстрируют исключительные способности: один с легкостью складывает сложные числа в уме, другой чувствует музыку так, словно родился с инструментом в руках, а третий придумывает удивительные истории. Однако талант — это не просто прирожденный дар. Это сочетание интереса, упорства и потенциала ребенка.
Что такое талант?
Слово «талант» пришло к нам из Древней Греции, где обозначало меру веса, а позже — крупную денежную сумму. Уже тогда это слово ассоциировалось с чем-то ценным. Сегодня же мы говорим о таланте как об особых способностях и увлеченности, которые приводят к выдающимся результатам. Но как увидеть этот скрытый потенциал?
В современном понимании талант проявляется не только в виде исключительных способностей или необычной одаренности в определенной сфере, но и в высокой мотивации, которая способствует достижению выдающихся результатов как в учебной, так и во внеучебной деятельности ребенка.
Как образовательная организация, педагог, наставник могут выявить и развить талант ребенка?
- Профессор Т.В. Черниговская утверждает, что нужно «разглядеть» ребенка: обращать внимание на его интересы, наблюдать за ним, вовремя предоставлять возможности для развития.
- Дать ученику возможность выбора вида деятельности, пусть таких выборов будет не один, не два. Образовательные экспедиции, сельскохозяйственная деятельность, исследовательская, спортивная, инженерно-техническая, театральная и т.д. Дать возможность прожить роль координатора, генератора идей, аналитика, режиссера. Если ребенок сам не ставил эксперименты, не выращивал культурные растения, не занимался биотехнологией, как можно понять, способен ли он к этой деятельности или нет?Интересен опыт образовательных экспедиций сахалинских и камчатских школьников и педагогов. В течение учебного года были охвачены разные предметные области: география, экология, археология, этнография, история, краеведение, вулканология, робототехника. Каждый маршрут — маршрут открытий. Одним из важных результатов образовательной деятельности за пределами школы, города, региона педагоги выделили «самостоятельность детского действия, самостоятельность мышления». Это не просто изучение наук — это поиск себя через реальные открытия.
- Сегодня есть центры, которые помогают детям раскрыть свои способности. Открытое образовательное пространство создает условия, способствующие раскрытию/развитию талантливых детей. В качестве примеров можно назвать Образовательный центр «Сириус», региональные центры, работающие по модели «Сириуса» (например, ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга). Эти площадки дают детям не только знания, но и среду, где они могут экспериментировать, пробовать новое, находить единомышленников и вдохновляться примерами других.
Важное в работе с детьми
Что я считаю важным в работе с детьми?
- Наблюдение. Основной метод, используемый педагогом в каждодневной работе. Увидеть, услышать и помочь раскрыться.
- Индивидуальный образовательный маршрут. Это план действий, который будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, направленный на повышение мотивации и создания комфортной образовательной среды.
- Обратная связь. На уроке, этапе проекта, по окончании конкурсного мероприятия она должна быть всегда. Это шаг, который мы вместе с ребятами делаем в завтрашний день с учетом изменений, произошедших сегодня.
Простые истины раскрытия и развития таланта ребенка
В практике раскрытия и развития таланта ребенка я придерживаюсь простых истин
- творчество — путь к познанию;
- открытие в исследовательском творчестве — шаг к успеху;
- открытие потенциала личности ребенка — сам успех.
Как тонко подметил А.В. Голубицкий в своей книге «Живая школа: 30 принципов, подсмотренных в природе»: «Маленькие действия могут приводить к большим изменениям. Словом, улыбкой, микроусилием <…> можно изменить жизнь растущего человека». И действительно, иногда достаточно просто поверить в ребенка — и это станет первым шагом к его будущему успеху.
В заключение хочу сказать, что развитие таланта ребенка — это кропотливый, но вдохновляющий процесс, в котором важны наблюдение, поддержка и создание возможностей для раскрытия его способностей. Открытое образовательное пространство, разнообразие деятельности и самостоятельность мышления помогают детям находить свой путь. Главная задача педагога и родителя — не навязывать, а направлять, давая ребенку свободу для поиска и творчества. Ведь именно в этом заключается подлинный успех: не просто развить способности, а помочь ребенку осознать их ценность и найти свое место в мире.