Для большинства специалистов «слушать» — часть профессии. Но люди чаще всего пользуются другими техниками в переговорах и недооценивают этот способ. Скорее всего, из-за простоты применения. Хотя активное слушание работает так же эффективно, как и другие техники — например, маленькие шаги или противостояние давлению.
Предлагаем рассмотреть основные методы активного слушания.
Метод «Междометия»
Самый распространенный способ, который интуитивно применяют многие люди. Когда собеседник рассказывает вам что-то, то поддерживайте разговор междометиями «да» или «так», чтобы показать, что вы внимательно его слушаете.
Метод «Эхо»
Необходимо повторить часть фразы, которую только что проговорил человек. Это поможет:
- показать значимость слов собеседника для вас;
- сделать плавный переход от последней фразы человека до начала вашего рассказа;
- взять паузу, если вы не знаете, что ответить. Это также позволит избежать неловкого молчания в переговорах.
Метод «Резюмирования»
Кратко подведите итоги разговора, при этом необязательно проговаривать все, можно выделить только то, что вам выгодно. Тогда вы сможете направить переговоры в нужную сторону.
Метод «Перефразирования»
Просто перескажите своими словами то, что хочет собеседник. Это будет подтверждением того, что вы поняли смысл и говорите об одном и том же.
Важно уточнить, что методы активного слушания в большинстве случаев используются в сочетании с техникой вопросов. Как это происходит: задается трудный вопрос, на который невозможно дать односложный ответ. Пока собеседник отвечает, вы применяете активное слушание.
Также активное слушание лучше всего работает на стадии выявления потребностей собеседника и во время конфликтных ситуаций. В процессе споров эту технику лучше использовать на последних этапах, когда спадет эмоциональное напряжение и вы начнете обсуждать возможные варианты выхода из ситуации — здесь идеально подойдут «Резюмирование» и «Перефразирование».
Еще больше полезных советов можно посмотреть в нашем бесплатном онлайн-курсе «Коммуникативная грамотность» — вы узнаете про манипуляции как отдельный вид психологического влияния и инструменты эффективной обратной связи.