Текучесть кадров в организации, эффективность сотрудников и атмосфера в команде по большей части зависит от руководителя. Такая модель взаимодействия между управленцем и работниками называется «стиль управления». В статье приводим известные классификации психологов Курта Левина и Дэниела Гоулмана.
Классификация стилей управления Курта Левина
- Авторитарный
Руководитель принимает решения самостоятельно, не спрашивая мнения команды. Этот стиль управления стоит применять только в экстренных ситуациях, когда срочно нужно что-то предпринять. В обычной работе такая модель неэффективна: сотрудники боятся проявлять инициативу и не чувствуют мотивации, так как каждый их шаг контролируется.
- Либеральный
Это противоположный стиль, когда команда может свободно работать и принимать решение, а руководитель только дает рекомендации и мотивирует. Каждый действует по своему усмотрению, ставит себе задачи и определяет сроки. Но может произойти так, что недобросовестные сотрудники станут нарушать дисциплину: не выполнять рутинные задачи, не придерживаться сроков и даже пропускать встречи.
- Демократический
Это совокупность двух вышеописанных стилей: решения обсуждаются и принимаются вместе, инициатива вознаграждается, но есть установленные правила и иерархия. В этом стиле управления руководителю важно демонстрировать лидерские качества, поддерживать свой авторитет, найти баланс между свободой и дисциплиной.
Сформировать представление о лидерской работе и освоить необходимые навыки можно в нашем бесплатном онлайн-курсе. Вы научитесь брать на себя лидерскую роль, поддерживать взаимоотношения в команде и правильно давать обратную связь.
Классификация писателя и психолога Дэниела Гоулмана
- Визионерский
Руководитель направляет и мотивирует команду, предоставляя сотрудникам полную свободу действий для достижения поставленных целей. Возможный минус — могут ухудшиться результаты по текущим задачам.
- Наставнический
Управленец нацелен на развитие всех членов команды, чтобы каждый мог самореализоваться. Этот стиль будет работать только для тех сотрудников, которые умеют проявлять инициативу и действовать самостоятельно.
- Аффилиативный
Лидер сосредоточен на том, чтобы сплотить коллектив с помощью личных симпатий. Это позволяет улучшить атмосферу в коллективе и создать доверительные отношения, но может плохо отразиться на эффективности.
- Демократический
Руководитель сконцентрирован на сотрудничестве с командой. Он предпочитает больше слушать и предоставлять свободу действий, чем управлять, а также пытается повышать продуктивность коллектива.
- Направляющий
Для управленца важны эффективность и достижение поставленных целей. Он ждет качественного выполнения заданий от своего коллектива и сам непосредственно принимает участие в рабочем процессе.
- Командующий
Руководитель ставит задачи, которые нельзя обсуждать. Если работа не будет сделана должным образом, то последует строгое наказание. Любые отклонения от стандартов он встречает критикой. Этот стиль может быть эффективным только в кризисных ситуациях.
Одного универсального стиля управления командой не существует. Все зависит от личности управленца, его коллектива и сложившихся обстоятельств. Часто сочетание нескольких видов помогает добиться лучшего результата, чем один конкретный.