Чем занимается хореограф: преимущества и недостатки профессии

хореограф

Танцевальные номера в театральных постановках, музыкальных клипах, ледовых шоу, на концертах — дело рук хореографа. Это специалист, который преподает танцевальное искусство, придумывает хореографию для мероприятий и отрабатывает ее вместе с танцорами.

Как правило, хореографом могут стать танцоры, артисты балета, гимнасты, фигуристы, которые имеют большой опыт за плечами и могут многому научить. Или молодые люди, которые получили специальное образование в вузе. Какие задачи выполняет специалист:

  • проводит занятия по танцам и актерскому мастерству;
  • работает над улучшением техники танцоров, развивает эстетический и музыкальный вкус;
  • ставит танцевальные постановки как для сольного выступления, так и для коллективного;
  • проводит репетиции;
  • подбирает сценический образ;
  • придумывает танцевальный номер согласно требованиям заказчика.

Хореограф создает общую картину постановки, потом возрождает ее с помощью танцоров и музыки. В процессе работы взаимодействует с визажистами, специалистами по костюмам, организаторами, осветителями и другими людьми, которые готовят мероприятие.

Какие навыки необходимы для работы

Хореограф — это творческий человек, который должен обладать пластичностью, выносливостью, быть в хорошей физической форме, иметь лидерские навыки, уметь убеждать и оказывать влияние на других. Какие еще важны качества:

  • художественный вкус,
  • артистизм,
  • умение налаживать контакт с людьми,
  • способность планировать и организовывать обучение.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Где работает хореограф

Специалист может работать в школах искусств, театрах, цирках, танцевальных студиях, различных труппах. Сфера деятельности очень широкая, поэтому хореограф всегда будет востребованным специалистом.

Преимущества профессии

  1. Интересные творческие задачи.
  2. Постоянная физическая активность.
  3. Возможность путешествовать.

Недостатки

  1. Высокий риск получить травму.
  2. Ненормированный рабочий день.

Мы попросили поделиться своим опытом Анастасию Чалову, лауреата российских конкурсов и фестивалей, хореографа-постановщика городских и краевых мероприятий с опытом балетмейстерской работы для артистов балета и труппы государственного ансамбля Кубанский Казачий Хор им В.Г. Захарченко, педагога по современной хореографии.

Анастасия Чалова«Хореограф — это весьма и весьма мультифункциональный человек, но самое важное, человек созидающий.Как не существует одинаковых людей, так и не существует общепринятого стандарта, «рецепта» хорошего хореографа. Что должен и что необходимо этому человеку для работы? Скажем так, лишним ничего не будет. Помимо высоких профессиональных качеств, непосредственно связанных с искусством танца, важны также — владение телом, понимание теоретических и практических навыков развития телесности, фантазия, актерское мастерство, знание культурного наследия (чем, кстати, часто пренебрегают), умение простраивать и общаться на одном языке со светооператором, видеть кадр, если речь о танцевальном кино или видеоработе, и многое другое.

Мой опыт говорит о том, что чем больше человек будет уметь в смежных и даже не в смежных областях, тем лучше. Пригодиться в работе может абсолютно все. Вспоминая выдающихся хореографов, очень часто мы видим, что их первой профессией была деятельность, совершенно несвязанная с хореографией: архитекторы, математики, биологи. 

Почему им удалось «наследить»? Могу предположить, что самым важным элементом успеха являлся факт того, что они имели другие взгляды на обыденные вещи и ряд прикладных умений и знаний, полученных в своей первой профессии, использование которых (в создании декораций, сценических конструкций, чувствовании силы цвета, музыки, мультимедийном сопровождении постановки, идейном решении) могли выгодно отличить их среди других хореографических работ. Я также являюсь тому примером, моя первая профессия — биолог, биохимик. И только потом я получила классическое академическое образование в области хореографического искусства. 

В начале своего пути я все время задавалась вопросом, как возможно совместить эти две области знаний, и возможно ли? Оказалось точек соприкосновения много, начиная от физиологии, анатомии танцовщика и заканчивая идеями, темами возможных постановок. Чем глубже ты смотришь в корень вопроса, тем больше можешь уловить нюансов. И уж тем более вспоминая, что весь современный танец тяготеет к натуральности движения, его анатомической свободе, глубокому пониманию внутретелесных связей, работе с подсознанием, танцевально-двигательной терапии. Достаточно вспомнить технику танца Gaga, изначально задуманную Охадом Нахарином как некий акт эмоционально-телесного раскрепощения человека, чтобы понять насколько сильно физиология, а именно нейрогуморальная регуляция внутренних процессов, влияет на способ движения и поведения человека в пространстве. Поэтому старайтесь развиваться в нескольких, интересующих вас, областях знаний.

Несомненно, вся современная хореография — это ода интеллектуальному, концептуальному,  инновационному мышлению хореографа. Однако в погоне за необычностью, медийностью, желание произвести мимолетный «вау» эффект часто начинает превалировать над содержанием танца, не стоит забывать об этой тонкой грани. 

Обращаясь к хореографическому наследию классического, народного, современного танца, можно задаться вопросом, почему некоторыми хореографическими работами мы восторгаемся и находим их актуальными спустя десятилетия, а иногда и века? На мой взгляд, в рациональности и внутренней взаимосвязи всего, что происходит на сцене. И самое важное, их танец — это движение, рожденное специально для решения конкретной идеи, характера постановки. Именно уникальность лексического материала, разговор ума танцовщика и хореографа через телесное воплощение рождает тот духовно-эмоциональный катарсис у зрителя, после которого сам зритель не остается прежним. Не стоит забывать, что самое важное в хореографическом искусстве — это идея, цель и интеллектуальный путь ее реализации. Высшая цель хореографа — быть не ремесленником, а художником, чьи картины будут узнаваемы по мазкам. Поэтому ищите себя и собственный стиль художественного выражения.

Как искать лексику танца? Подходов много. Могу привести пример одного из способов, как это делает Хофеш Шехтер — один из самых востребованных европейских балетмейстеров современного танца в мире. По его словам, хореографу необходимо уметь «прыгать со скалы», так он объяснял нам одну из поставленных задач в рамках лаборатории «Тело в главной роли» по современному танцу при поддержке Большого театра России. Суть в соотношении характера героя и условий его сценического существования с телесным воплощением этого движения. Не контролировать движение, не готовиться его исполнить, а дать ему случиться. Путем такого поиска «откопать» авторские движения и уже на основе этого складывать дальнейший пазл постановки. 

Идите своим интеллектуальным путем. Буду говорить честно, он не простой, но чем сложнее, тем он будет интересней, тем он будет именно ваш. Развивайтесь интеллектуально, окружайте себя высокообразованными и культурными людьми, не уходите в ремесленничество и копирование. 

На своем опыте могу сказать, что ни одна поставленная хореография не будет хороша, если она не соотносится с внутренним миром танцовщика. Вот почему я всегда просчитываю и прислушиваюсь к тому, насколько человек понимает, о чем танцует, насколько ему подходит психотип героя произведения, как мои движения ложатся на его тело. Поэтому нужно быть гибким во многих вопросах, но и твердым, потому как только хореограф видит конечную цель, он должен найти способы ее достижения. И только от его усилий и умений зависит успешность конечного продукта. 

А теперь поговорим о важных навыках. Хореограф – это художник, его холст — это сцена. Даже за ее пределами он должен уметь уделять внимание всему «холсту», вот об этом я бы хотела сказать подробней. 

Деятельность хореографа зависит от огромного числа людей, начиная от танцовщиков и заканчивая технической службой. Есть только один шанс представить свою работу, для этого нужно дать четкие задачи, инструкции и проверить их реализацию. Все чаще деятельность хореографа не заканчивается на этапе работы с труппой, специалисту необходимо продумать сценический костюм (ткань, цвет, фактуру, тяжесть), световую партитуру произведения, очень часто текстовые или другие подводки к номеру/танцевальному фрагменту в спектакле/показе/клипе. Зачастую деятельность сопряжена с самопродюсированием или продюсированием продукта, афиши, подготовка контента тоже на хореографе. В результате получается, что хореограф — он же постановщик, он же режиссер, он же продюсер. А если вы продюсер, то в какой-то момент ваши действия перестают быть интуитивными, а превращаются в определенного рода расчет: для кого мероприятие, какую атмосферу нужно создать, что хочет или что нужно дать зрителю.

«Хореограф — это «штучный товар»», — так нам говорил профессор кафедры хореографии  Краснодарского Института Культуры и Искусств Валерий Николаевич Священко. Как бы это ни звучало, но это правда. Прекрасных исполнителей гораздо больше, чем хороших постановщиков. Да мы все разные, все питаемся разными видами энергии, имеем разные подходы к созданию произведения, но именно своей разностью мы и обогащаем танцевальный мир».

На сайте hh.ru размещено 276 вакансий по запросу «Хореограф» по всей России (декабрь 2021 год).

вакансии хореограф

Пройдите онлайн-тест на профориентацию, чтобы узнать, какие профессии вам лучше всего подойдут.

Читайте нас в Telegram - stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
xyu

Вам может быть интересно

Бесплатно
Управление креативными проектами
Управление креативными проектами

Обучающий курс разработан для тех, кто хочет запустить свой креативный или социальный проект. Он охватывает все этапы работы с проектом:…

Бесплатно
Управление изменениями
Управление изменениями

Цель данного онлайн-курса – познакомить слушателя с разными подходами, предоставить ключевые фундаментальные знания, содействовать в структурировании навыков управления изменениями (change…

Бесплатно
Тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент

На курсе вы узнаете, что такое правильный тайм-менеджмент, откроете для себя собственных поглотителей времени, научитесь планировать каждый день и правильно…

Бесплатно
планирование и организация
Планирование и организация

В дистанционном курсе содержатся полезные рекомендации и универсальные упражнения по планированию и организации различных задач.

Бесплатно
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект

Курс поможет повысить личную эффективность, научит работать со своей мотивацией, привычками, восприятием и эмоциональным состоянием.

Бесплатно
Устная и письменная коммуникация
Устная и письменная коммуникация

Данные способности необходимы для выбора стратегии общения с собеседником, стиля написания делового письма, глубокого и осмысленного понимания информации или устной…

Бесплатно
Как зацепить аудиторию
Как зацепить аудиторию

Как зацепить аудиторию и удержать внимание до конца выступления, узнаете из онлайн-курса. Научитесь выбирать тему и приветствие с учетом обстановки….

Бесплатно
Навыки презентации
Навыки презентации

Из онлайн-курса вы узнаете современные тренды в публичных презентациях. Разберете структуру эффективной презентации и выступления. Поймете, как выстроить линию аргументации.