Эффективнее всего обучаться индивидуально с учителем, но это стоит дорого и практически невозможно внедрить в большую группу студентов. Но есть аналог индивидуальных занятий — адаптивная система обучения, которая анализирует способности и прошлый опыт учащегося и на основе оценки предлагает уникальную образовательную программу. В статье расскажем об истории разработки адаптивного обучения, этапах работы и университетах, в которых тестируют данную технологию.
История адаптивного обучения: машина Скиннера
Автором адаптивного обучения считается Беррес Фредерик Скиннер — американский профессор Гарвардского университета. Идея ему пришла во время экспериментов с голубями, которых он научил нажимать на кнопку и получать корм. Так в 1954 году он придумал машину, которая вознаграждала за правильные ответы, открывая доступ к новым материалам, а за неправильные ответы отправляла повторять пройденную тему.
Как работает адаптивное обучение сегодня
С помощью технологий искусственного интеллекта и аналитики разрабатывается индивидуальная программа курса для студента. В курсе собрано большое количество материалов, которые разделены на маленькие фрагменты. После анализа способностей и знаний учащегося программа определяет пробелы и формирует персональный трек из разных фрагментов для дистанционного обучение. Действия студента постоянно анализируются, он проходит тесты, после чего план занятий совершенствуется. В результате студент изучает то, что ему действительно нужно, и не тратит время на материал, который уже знает.
Этапы адаптивной системы обучения
- Предварительное тестирование, которое определяет знания и когнитивные способности слушателя.
- Разработка персональной программы обучения на основе результатов теста.
- Изучение нового материала.
- Повторное тестирование и практические занятия для закрепления новых знаний. На основе результатов программа обучения еще больше адаптируется под ученика.
- Рекомендации, которые подсказывают слушателю, на что обратить внимание.
- Финальное тестирование, по которому определяется эффективность обучения.
Инструменты адаптивного обучения пока используются только в тех дисциплинах, в которых есть четкие формулировки правил и законов, формулы и теоремы. Для большей части гуманитарных наук данную технологию пока примерить невозможно.
Уже сейчас вузы нашей страны НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», ФГБОУ ВО «ТУСУР» активно тестируют модели и алгоритмы адаптивной педагогики, чтобы в ближайшие годы внедрить их в свои программы обучения.
Если статья для вас была полезной, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». На платформе размещено более 100 бесплатных онлайн-курсов на самые разные темы — от развития базовых навыков до обучения цифровой и финансовой грамотности.
Рекомендуем посмотреть следующие курсы: «Основы машинного обучения» — о процессе машинного обучения и для чего это нужно, «Виртуальная реальность» — о 5 важных признаках VR и самых распространенных мифах.