Содержание статьи
Как наставник может помочь в профессиональном и личном развитии, почему интернет и социальные сети никогда не заменят ментора, зачем специалисты становятся наставниками — на эти и другие вопросы мы попросили ответить Антона Серикова, заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», в рамках подкаста «Как это возможно?».
Сейчас любую информацию можно найти в интернете за пару кликов. Зачем нужен наставник?
Наставник дает то, что никогда не даст ни YouTube, ни интернет, — эмоциональную историю и общение. Эмоциональная составляющая, когда вы общаетесь с наставником и он втягивается в вашу жизнь, реагирует на события, которые в ней происходят, — это главное. Любой контакт, любая наша активность складывается в большой социальный капитал, который рано или поздно будет полезен. Вы можете прочитать, как начать действовать, но никакая поисковая система не сможет реагировать в процессе дальнейших ваших изменений, а ментор как раз помогает в каждый период жизни и наблюдает за тем, как вы меняетесь.
Расскажите подробнее о своем опыте работы с наставником. Чем он вам помог?
Я прошел конкурс «Лидеры России» и получил наставника Ярослава Ивановича Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Очень интересный человек с большими знаниями инфраструктуры государственного управления и других предметных областей. Для меня это было очень ценно. Помню, как я с ним познакомился на финале конкурса «Лидеры России». Тогда он мне сказал: «Ты мне понравился, я готов быть твоим наставником». Я ответил: «Но для этого мне нужно победить в конкурсе, и только тогда по правилам можно это сделать». А он сказал: «Если ты меня заинтересовал, то никто не помешает нам общаться, это не зависит от того, победишь ли ты в конкурсе или нет. Знай, что ты приедешь в Москву и у тебя есть наставник». Так и получилось, мы с ним долгое время общались, последняя наша встреча была на Питерском международном экономическом форуме несколько месяцев назад.
Связь ментора и подопечного не утрачивается. Понятно, что топовые наставники высокого уровня очень заняты, им тяжело найти время в своем графике для общения, но эмоциональная составляющая остается. Наставники, как учителя, с радостью встречают своих учеников на улице, потому что они им передают знания и эмоционально привязываются к ним.
Какой совет от вашего наставника был определяющим?
Советов было много, они были связаны с профессиональной деятельностью. В тот момент я выходил на государственную службу в администрацию президента после длительной работы в Южном федеральном университете. Тогда наставник мне дал хороший совет. Он сказал, что очень важно сохранить свою экспертность, чтобы ты не просто был чиновником, специалистом, который организует мероприятия или контролирует процессы, а экспертом в определенной области, к которому можно обратиться за рекомендациями.
Зачем наставнику тратить свое время, чтобы кому-то что-то объяснять?
Я знаю несколько причин, почему люди хотят стать наставниками. Одна из них — мотив признания, когда вы понимаете, что уже становитесь экспертом: вас слышат, с вами интересно общаться, ваши рекомендации помогают. Также в современной экономике и на уровне государственной власти очень важны общение и обратная связь. Может показаться, что наставничество – это односторонняя история: вы даете советы, но ничего не получаете взамен. Однако вы можете запросить обратную связь по проектам у наставляемого, посмотреть на свои идеи под другим углом. Кроме того, лично я много получил, когда был наставником у молодых коллег. Часто ты, занимаясь своей ежедневной работой, смотришь на мир под одним углом, поэтому важно, чтобы кто-то помог увидеть окружающую действительность глазами студента, молодого специалиста или жителя совершенно другого региона нашей страны.
Если интервью вам было полезно и вы хотите послушать полную версию подкаста, то выбирайте любую удобную платформу и переходите по ссылке: Яндекс Музыка, Castbox.