Как научиться помогать: 3 принципа наставничества

наставник

Близкий друг поделился с вами тем, что он уволился, а в новой компании у него ничего не получается: не может найти общий язык с руководством, не успевает выполнять задачи. Вы хотите ему помочь, но не знаете, как лучше поступить. Посоветовать что-то или просто посочувствовать?

Когда человек в тупике и не понимает, как правильно действовать в сложившейся ситуации, то советы со стороны обычно вызывают раздражение и желание закончить разговор. Есть другое средство — задать направляющие вопросы и подтолкнуть к решению проблемы. Кажется, что нет ничего трудного в составлении вопросов и любой с этим справится. Но на самом деле этот способ называют наставничеством.

Наставник — это человек, который помогает подопечному принять решение, сделать сложный выбор, научиться чему-то новому. Ситуации могут быть самыми разными — от личных переживаний до карьерного продвижения.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Как научиться грамотно помогать?

Рассмотрим 3 принципа, которые чаще всего применяют наставники в работе, обучении или для решения личных проблем.

  1. Не оценивать личность. Наставник должен анализировать только поведение человека в настоящем моменте, а не его личностные качества. Он не может сказать, что «человек безответственный», он может ответить, что «подопечный относится к работе невнимательно». Если наставник заметил некорректное поведение, то он задаст следующий вопрос: «Я чувствую, что ты не справляешься с задачей. Расскажи, почему так происходит?».

Вместо совета лучше задайте вопрос. Даже если вы знаете наверняка, как правильно поступить в данной ситуации. Например, друг не справляется с задачами. Вместо рекомендации «Научись планировать свой рабочий день» спросите «Как ты думаешь, почему ты не укладываешься в срок. Как ты можешь оптимизироваться?»

  1. Не навязывать свое мнение. Наставник не должен давать советы и давить на подопечного, считать себя всегда правым и отказываться принимать чужую точку зрения. Он помогает сделать выбор, который должен подходить в первую очередь самому человеку, а не отвечать личным принципам наставника.

Например, друг не знает, как правильно поступить, и вы можете дать ему пошаговую инструкцию.  Но такой способ приведет к тому, что человек, скорее всего, закроется или не захочет больше делиться с вами своими проблемами. Начните лучше с вопроса «Почему произошла такая ситуация? Какие пути решения ты видишь?».

  1. Не критиковать. Критика — это естественная реакция на то, что человек считает ошибочным. Такая обратная реакция пугает человека и портит отношения. Практически невозможно отказаться от критики, но можно отслеживать данное желание и трансформировать его.

Схема простая: вам захотелось критиковать человека → определите причины → подумайте, чего вы хотите добиться в результате.

Если вы хотите стать наставником или просто помогать близким людям, то пройдите бесплатный онлайн-курс «Наставничество». Из курса вы узнаете, какими характеристиками должен владеть наставник, какие инструменты существуют и как грамотно их применить, как правильно реагировать и давать обратную связь.

Читайте нас в Telegram - stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
xyu

Вам может быть интересно

Бесплатно
Как выбрать первую работу
Как выбрать первую работу

Из онлайн-курса вы узнаете, на что обратить внимание при выборе первой работы. Как и где ее лучше искать. Что важнее:…

Бесплатно
планирование и организация
Планирование и организация

В дистанционном курсе содержатся полезные рекомендации и универсальные упражнения по планированию и организации различных задач.

Бесплатно
Личная ответственность за результат
Личная ответственность за результат: результат-ориентированное мышление

Из онлайн-курса вы узнаете, как прокачать необходимые навыки, тренируясь на примерах реальных кейсов. После обучения вы сможете самостоятельно разработать карту…

Бесплатно
Как адаптировать новичка
Как адаптировать новичка

Из онлайн-курса вы узнаете, как выстроить процесс адаптации сотрудника. Какие существуют эффективные методы адаптации новичков. Зачем нужен наставник и обучающие…

Бесплатно
Выйдите за рамки инновации и креативность в бизнесе
Выйдите за рамки: инновации и креативность в бизнесе

Из онлайн-курса вы узнаете практические примеры по внедрению элементов креативности в бизнес. Научитесь развивать инновационное мышления. После обучения сможете применить…

Бесплатно
Интернет вещей
Интернет вещей

Из онлайн-курса вы узнаете, как работает концепция интернет вещей. Где впервые возникла технология «интернет вещей». Какая экономическая выгода от использования…

Бесплатно
саморазвитие
Саморазвитие

Из онлайн-курса вы узнаете, что необходимо предусмотреть, чтобы начать движение к саморазвитию, какие могут быть препятствия на вашем пути, какие…

Бесплатно
клиентоориентированность
Клиентоориентированность

Существуют специальные тренинги, упражнения и технологии, позволяющие быстро обучить сотрудников клиентоориентированности, и получить рекордные результаты в короткие сроки.