Как поддержка со стороны педагогов влияет на учебные успехи

поддержка со стороны педагогов

Марина Якунина, эксперт сообщества «Созвездие Флагманов образования» проекта платформы «Россия — страна возможностей» «Флагманы образования», кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Черёмушкинская средняя школа №1» г. Саяногорска (Республика Хакасия), рассказала о значимости поддержки со стороны педагогов в учебных успехах обучающихся.

Уже в начале 17 века идеи гуманизации в образовании стали заявлять о себе. Несмотря на всю утопичность, эти прекрасные модели воспитания виделись величайшим умам своего времени идеальным средством развития человечества на пути к прогрессу. Однако о полной гуманизации процесса обучения мы не можем говорить даже сейчас, в третьем тысячелетии.

Истинный знаток душ, мудрец и философ, гений классической русской литературы Лев Толстой в своей частной крестьянской школе сделал попытку внедрения новой, не авторитарной системы преподавания и воспитания и объявил о полной свободе для учеников.

Толстой игнорировал общепринятые программы, стабильное расписание занятий  и выставил требование для учителей: учить тому, что интересно детям и отвечает их потребностям. Педагог обязан был тщательно готовиться к урокам, а ученики не наказывались за непосещение и опоздания, могли сидеть в классе, где нравится (хоть на подоконнике). Домашние задания отсутствовали полностью. Дисциплина и качество обученности в Яснополянской школе были категориями, строящимися на увлеченности ребят. Никакого назидания — только свободный диалог. Именно так, по мнению Льва Николаевича, может развиться полноценная личность, способная к творчеству и созиданию.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

В современном мире идеи гуманных педагогов, конечно, развиваются. Они нашли свое отражение и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:  в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки  и стимулирования» говорится о предоставлении академических прав на «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования», о получении «социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции», об обучении «по индивидуальному учебному плану».

Продвижению идей педагогической поддержки способствовало проведение в 2023 году по Указу Президента России Владимира Путина Года педагога и наставника.

Бесспорно, поддержка со стороны педагогов положительно влияет на учебные успехи наставляемых.

В чем и как это может выражаться?

  1. Мотивация к обучению. Уверенность в своих силах и поддержка учителя помогают детям не бояться трудностей и находить решения сложных задач.
  2. Легкость в усвоении материала. Когда учитель объясняет материал доступным языком, использует интересные методы обучения и подстраивается под индивидуальные потребности каждого ученика, то усвоение материала становится легче и приятнее.
  3. Диалог с учителем. Разговоры с учителем помогают детям лучше понимать учебный материал, задавать вопросы и получать ответы на них. Кроме того, диалог с учителем помогает ученикам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также узнавать о своих талантах и интересах.
  4. Восприятие учителя как наставника. Когда ученик благодаря наставничеству учителя достигает целей и хороших результатов в учебе, это способствует вере в свои способности, что важно для дальнейших успехов.

Личная практика показывает: ученики, демонстрирующие лучшие результаты в процессе обучения и воспитания, воспринимаются учителем как равноправная личность изначально. Диалог с позиции «субъект — субъект» — основа развития творческого потенциала наставляемого и вектор педагогики будущего.

Педагогическая поддержка является одной из технологий обучения, основа которой — саморазвитие, самоопределение и свободный выбор обучающегося. Главный инструмент — диалоговое взаимодействие.

Из разнообразных видов поддержки, на мой взгляд, наиболее эффективной считается опережающая и опосредованная. Такая, с одной стороны, позволяет натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, которую еще можно предотвратить, минимизируя возможный вред. С другой стороны, не является прямым менторским назиданием, а осуществляется при помощи намеков, афоризмов, поучений (в лучших традициях дидактического красноречия).

В заключение добавлю, что грамотная своевременная поддержка со стороны учителя способна влиять на коммуникативное взаимодействие, общее развитие, психическое и даже на физическое состояние здоровья обучающихся, а также на их профессиональное самоопределение и целый ряд других вопросов.

Читайте нас в Telegram - stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях

Вам может быть интересно

Бесплатно
Профразвитие: выйди на стажировку мечты

Проект «Профразвитие» и этот курс ускорят твой путь к успешной карьере! Пройди все этапы от выбора стажировки до подготовки к…

Бесплатно
Коммуникация в цифровой среде

Данный курс позволит вам развить и вывести свою цифровую коммуникативную грамотность на новый уровень

Бесплатно
Эмоциональное выгорание

Образовательный курс «Эмоциональное выгорание» поможет сформировать систему знаний об эмоциональном выгорании в профессиональной среде, способах его распознавания, профилактирования и проработки на…

Бесплатно
Планирование и организация

Содержание образовательного курса позволит студентам получить представление о современных технологиях планирования и организации деятельности

Бесплатно
Трендвотчинг: работа с трендами

Образовательный курс «Трендвотчинг: работа с трендами» — это курс для тех, кто хочет развить инновационное мышление и стратегическое планирование

Бесплатно
Навыки эффективного обучения

Курс направлен на развитие навыков эффективного обучения

Бесплатно
Ориентация на результат

Курс раскрывает содержание компетенции «Ориентация на результат» с точки зрения фундаментальных особенностей восприятия человеком окружающего мира и построения на его…