Конкурентный анализ помогает собрать полезные данные, обойти соперников и привлечь новых клиентов. Предлагаем разобраться в этом инструменте и выяснить, по каким причинам стоит периодически проводить такое исследование.
Что означает анализ конкурентов
Конкурентный анализ — это исследование конкурентов организации. Предмет анализа может быть разный: от товаров/услуг, ценообразования до рекламы, социальных сетей или программы лояльности.
Если не делать периодически анализ конкурентной среды, можно потерять преимущество на рынке. Например, если организация не знает, какие акции проводят конкуренты, то не сможет предложить хорошую скидку покупателям. Давайте рассмотрим и другие причины, когда данный метод будет полезен.
- Определить, стоит ли запускать новый проект
Исследование покажет, нужно ли выходить с новым продуктом/услугой на рынок. Например, если окажется, что конкурентов нет, то это повод взвесить еще раз риски и подумать, почему другие до сих пор не открыли подобный бизнес. Если же, наоборот, конкурентов слишком много, то доля рынка, которую можно занять, будет не очень большой. Скорее всего, понадобится немало ресурсов, чтобы заинтересовать людей, которые уже выбрали продукты конкурентов и неоднократно их приобретали.
- Сформулировать преимущества вашего продукта
Для того чтобы выделиться среди других организаций, нужно знать их корпоративные ценности и преимущества. Эта информация позволит отстроиться — составить параметры, по которым можно подчеркнуть уникальные достоинства продукта/услуги.
Например, если одна образовательная организация после прохождения курса помогает составить резюме, то другой стоит выделиться по этому же параметру и предложить консультацию с рекрутером.
- Установить цену продуктам
Назначение цены происходит на основе нескольких факторов, один из таких — за сколько продают такой же товар конкуренты. Но указывать точно такую же цену, как у других, не стоит, иначе стоимость будет зависеть от их действий: все сделали скидку — тогда тоже нужно сделать, и наоборот.
- Придумать стратегию для рекламного продвижения
Оценка конкурентных каналов помогает принять важные решения: какие площадки нужно продвигать, какие рубрики лучше всего подойдут и какой формат стоит выбрать, чтобы он точно понравился аудитории.
Например, лайфхаки из онлайн-курсов, которые продвигают конкуренты, приносят много откликов в социальных сетях. Можно взять эту идею или, наоборот, сделать другую подачу контента — создать гайд по внедрению методов/инструментов из учебного материала.
- Найти точки роста
Исследование может показать, какие направления сейчас востребованы. Например, подписчики конкурента постоянно спрашивают в соцсетях, когда запишут новый курс по финансовой грамотности. Можно воспользоваться этой информацией, проанализировать спрос и записать такой курс раньше конкурентов, и тем самым привлечь новую аудиторию.
Конкурентный анализ необходимо проводить перед запуском маркетинговых активностей, открытием проекта или во время создания новой стратегии продвижения, чтобы получить информацию для продумывания следующего шага. В этом непростом деле может помочь наш бесплатный онлайн-курс «Анализ информации». Вы научитесь оценивать новые данные и разрабатывать цикл принятия решений.