Все чаще работодатели стали говорить о том, что выпускникам вузов сложно встраиваться в работу и включаться в реализацию современных задач. В то же время студенты обладают хорошими профессиональными компетенциями и знаниями, а проблема больше связана с невысоким развитием надпрофессиональных компетенций — например, планирование, ориентация на результат, сотрудничество, эффективная коммуникация.
В журнале «Гуманитарные науки. Вестник финансового университета» опубликовали научную статью Алексея Комиссарова, генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», и.о. ректора Президентской Академии, в соавторстве с Еленой Степашкиной, Дмитрием Гужелей, Ольгой Соболевой и Павлом Селезневым. В ней подробно описывается оценка надпрофессиональных компетенций выпускников вузов в российских образовательных организациях. Приводим отрывок из работы.
«Президентская платформа АНО «Россия — страна возможностей» запустила реализацию проекта по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций у студентов учебных заведений высшего образования, в рамках которого последовательно решалось несколько задач:
- Анализ профиля надпрофессиональных компетенций выпускника вуза, максимально адаптированного к потребностям современного рынка труда. Для этого было проведено исследование, по результатам которого были отобраны базовые компетенции для первичной оценки и развития на базе университетов.
- Разработка и внедрение методик по оценке базовых компетенций студентов на базе вузов.
- Проведение оценки уровня надпрофессиональных компетенций студентов образовательных учреждений для следующих целей: предоставления индивидуальных отчетов и формирования траекторий развития надпрофессиональных компетенций; формирование массива данных для исследования состояния системы высшего образования Российской Федерации в части развития надпрофессиональных компетенций в процессе подготовки студентов.
Актуальность проекта продиктована необходимостью сформировать у студентов, выпускников и молодых специалистов представление об уровне их универсальных надпрофессиональных компетенций, которые наиболее востребованы при приеме на работу и в дальнейшем карьерном развитии.
В статье описана методология оценки надпрофессиональных компетенций участников проекта в пилотном году. Прежде чем рассматривать методические аспекты и подходы к оценке, применяемые в проекте, следует отметить, что под определением «компетенция» авторы понимают «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях».
Иными словами, надпрофессиональные компетенции — это универсальные деловые и управленческие качества человека, позволяющие эффективно и/или наилучшим образом выполнять поставленные задачи. Именно универсальные для всех студентов и молодых специалистов качества, имеющие широкую сферу применения без привязки к определенной профессиональной области, профессии или специальности стали объектом изучения и оценки в рамках проекта. Реализация проекта потребовала разработки и внедрения современной методологии оценки по выявлению уровня проявленности у участников надпрофессиональных компетенций согласно базовому профилю молодого специалиста, максимально адаптированного к потребностям современного рынка труда».
Полную версию статьи можно прочитать по ссылке, чтобы узнать про опросы и тесты, с помощью которых измеряется уровень развития надпрофессиональных компетенций, обоснование валидности исследования, систему оценки и интерпретации результатов.
Подписывайтесь на телеграм-каналы Алексея Комиссарова, Дмитрия Гужели и Центров компетенций.