Содержание статьи
Демаркетинг — это вид маркетинга, который используют для снижения спроса на товары или услуги. Но почему необходимо сокращать спрос? Все организации, наоборот, стремятся продать как можно больше продуктов. Не все так просто, в статье разберем причины и стратегии.
Когда демаркетинг нужен бизнесу
Нехватка ресурсов
Организация не успевает изготавливать товары в нужном объеме из-за высокого спроса. Люди, которые не смогут приобрести продукт, будут огорчены, что может сказаться на репутации.
Изменение целевой аудитории
Например, организация изменила цены, чтобы перейти в премиум-сегмент. Поэтому ей необходимо переключиться на другую целевую аудиторию, а для этого нужно снизить текущий потребительский спрос.
Невыгодный товар
Когда востребованный товар приносит маленькую прибыль и его невыгодно продавать в больших объемах, но партию все равно нужно реализовать. Тогда переключают внимание аудитории на другие продукты.
Брак
Товар оказался с дефектом, поэтому организации необходимо вывести эту партию с рынка. Например, один производитель техники выпустил устройство, которое, как потом выяснилось, при сильном нагревании взрывалось. Компания была заинтересована в скорейшем выводе продукта.
Для того чтобы снизить спрос, применяют одну из следующих стратегий
- Общий демаркетинг — организация снижает спрос для всех покупателей, а не для определенной ЦА.
Например: магазин повышает стоимость на товары, и тогда у покупателей есть два варианта — либо приобретать за высокую цену, либо искать продукт в другом месте.
- Выборочный демаркетинг — спрос искусственно снижают только для конкретной ЦА.
Например: та самая организация, которая хочет перейти в премиальную категорию и сменить целевую аудиторию.
- Кажущийся демаркетинг — используется, как правило, для продажи дорогих продуктов. Стоимость такого товара сильно увеличивают, даже если спрос остается на прежнем уровне и не превышает предложение. Это делается для переоценки товара.
Например: магазин продает сумку, которая стоит 500 000 рублей. Такая цена обусловлена не высоким спросом, а уникальным брендом.
Для того чтобы лучше узнать свою целевую аудиторию и правильно применить демаркетинг, рекомендуем посмотреть бесплатный онлайн-курс «Сервис-дизайн». Вы узнаете, как провести интервью с покупателями и составить карту пути клиента, которые точно пригодятся при смене ЦА.