Содержание статьи
Клиент заказывал большой интернет-магазин, а получил одностраничный сайт с каталогом товаров. Разработчик неправильно понял пожелания заказчика — время и ресурсы были потрачены впустую. Для того чтобы этого избежать, составляют техническое задание.
Зачем нужно техзадание
- Показать, за что именно заплатит заказчик. Клиент может сразу увидеть структуру проекта и понять, как будет работать его продукт.
- Продемонстрировать компетентность специалистов. Четкое и подробное техническое задание повышает доверие к разработчику.
- Защитить интересы обеих сторон. После завершения разработки сайта клиент может проверить его соответствие техническому заданию.
- Подобрать других исполнителей при необходимости. Если возникнут проблемы с командой, то подробное ТЗ можно передать новым специалистам, что позволит быстрее продолжить работу.
Техзадание, как правило, должен составлять исполнитель — проект-менеджер или программист. Это логично, ведь веб-разработчик работает с сайтами и лучше понимает процессы. Но в некоторых случаях и заказчик может взять на себя эту задачу.
Что важно учесть в техническом задании
ТЗ должно быть однозначным
В документе заказчик описывает все требования к сайту, его функциональность и дизайн. В нем не должно быть качественных прилагательных, например, яркий, мощный, быстрый. Они не дают точного определения.
Примеры
Сайт должен справляться с высокой нагрузкой → Сайт должен обслуживать до 50 тысяч посетителей одновременно.
На главной странице нужно разместить актуальные новости организации → На главной странице должен выводиться список последних 5 новостей.
Содержать ключевую информацию об организации
Все участники команды должны иметь конкретное представление о деятельности организации и ее целевой аудитории. Кроме того, важно определить цель ресурса и описать его главные задачи, чтобы случайно не создать, например, интернет-магазин вместо блога.
Не должно быть сложных понятий
ТЗ на разработку сайта должно быть написано простым и понятным языком без профессиональных понятий, которые могут вызвать недопонимание у заказчика или исполнителя.
Например:
- футер — шапка сайта, которая расположена вверху страницы;
- подвал — это раздел сайта, расположенный внизу страницы.
Показывать структуру ресурса
Перед тем как приступить к разработке дизайна, необходимо согласовать его структуру с заказчиком. Совместно с командой рассмотрите, какие страницы необходимо разместить на сайте и как они будут взаимосвязаны.
Содержать сценарии использования
Например, как клиент будет искать товары на сайте и оформлять заказ, где будет размещена информация о доставке и куда придет чек об оплате. Так разработчики поймут, какие функции и возможности необходимо реализовать, чтобы сайт был максимально удобным для пользователей.
Рекомендуем также пройти онлайн-курс «Клиентоориентированность как образ мышления», он поможет разработчикам и менеджерам проектов продумывать не только технические аспекты в техзадании, но и связывать их с потребностями клиентов.