Невозможно предсказать будущее и точно узнать, будет ли новый проект удачным. Зато можно проанализировать перспективы и предположить, сколько понадобится ресурсов, чтобы бизнес заработал. В статье рассказываем про юнит-экономику и приводим примеры.
Юнит — это единица продукции, которую реализует организация. Например, подвесные люстры, курс по клиентоориентированности или аренда бытовой техники. С помощью юнит-экономики можно рассчитать прибыльность одного такого юнита — сколько организация сможет заработать на нем или потерять.
Проводить расчеты юнит-экономики необходимо до запуска проекта и в процессе. На старте этот метод поможет сделать прогнозы по продажам, а во время работы — отыскать проблемы. Полезно регулярно проводить такой анализ, чтобы совершенствовать стратегию.
Для того чтобы понять, будет ли проект прибыльным или нет, необходимо:
- выбрать определенный юнит;
- рассчитать расходы и доходы, которые может принести этот юнит или уже принес.
Если в результате подсчетов окажется, что затраты превышают доходы, то в этом случае необходимо проанализировать расходы, — куда именно были потрачены финансы, каких показателей удалось достичь.
Например, организация выпустила новый курс по веб-разработке, закупила рекламу и получила большое количество лидов — потенциальных покупателей. Но после пробного урока всего несколько человек приобрело курс.
Причины этому могут быть разные, приведем несколько примеров
- Неверно выявили целевую аудиторию. Рекламу показали людям, которым не нужен данный курс, — на баннере не было уточнения, что обучение в основном для фронтенд-разработчиков, а на платформу перешли пользователи, которые хотели научиться бэкенд-разработке.
- Пробный урок был неинтересным или в нем недостаточно хорошо рассказали о преимуществах данного курса.
В этом случае делают следующее: тестируют две гипотезы, ищут ошибки и меняют стратегию. Например, дорабатывают рекламный баннер, чтобы заинтересовать нужных пользователей, или перезаписывают пробный урок. А затем опять проводят расчет юнит-экономики. Цифры увеличатся, если проблема была обнаружена верно.
По какой формуле рассчитывают юнит-экономику
Другие расчеты также основываются на данной формуле, но ее переменные будут меняться в зависимости от того, что необходимо определить: доход от продукта, издержки или другой показатель, например:
Расчет прибыльности продукта
Примерный доход — сколько денег организация заработает на продаже товара с учетом всех расходов.
Расчет прибыли от пользователя
Сколько денежных средств было потрачено на поиск клиентов и какой результат был получен.
Юнит-экономика больше всего подходит для онлайн-бизнеса, так как любое действие человека в интернете можно отследить и оцифровать. В офлайн тоже можно применять этот метод, но точных данных он не даст из-за большого количества составляющих. Например, необходимо в расходах считать аренду офиса, заработную плату сотрудников и множество других факторов.
Для того чтобы разработать эффективную стратегию на основе расчетов юнит-экономики, важно уметь правильно анализировать данные. Рекомендуем вам пройти наш бесплатный онлайн-курс «Анализ информации для принятия решений». Вы узнаете, как искать подходящие методики анализа и принимать верные решения на основе полученных данных.