Содержание статьи
Мы практически все знаем о развитии детей с младенчества и до совершеннолетия. Но ничего не знаем о том, какие стадии развития проходит взрослый человек. После 25 лет человек перестает расти физически, но не перестает развиваться психически и интеллектуально. Модель вертикального развития разработана на основе нескольких тысяч интервью и проработана группой психологов. Благодаря этой модели можно лучше узнать себя, понять на какой стадии вы сейчас находитесь и к чему стоит стремиться.
Что такое вертикальное развитие?
Наше развитие закономерно, и практически каждый человек проживает одни и те же стадии роста. Вертикальное развитие — это определенный процесс, при котором изменяется взгляд на мир, система принципов. Смена стадий характеризуется комплексными изменениями трех основных параметров:
- Действие. Как человек ставит цели, разрабатывает план действий и приходит к результату.
- Самоощущение. Как человек осознает свои эмоции, может ли он управлять ими. Как понимает чужие эмоции и поведение.
- Мышление. Как человек осмысляет себя и окружающую среду. Насколько он наделяет смыслом происходящее вокруг.
8 стадий вертикального развития
Оппортунист (5% людей)
Человек впервые осознает собственное «Я», его волнуют только его физические потребности и моментальная удовлетворенность, он зависим от настроения и импульсов. Он мыслит понятиями «я хочу», не думает о последствиях, его не мучает совесть и чувство вины, живет по законам дикой природы.
Пример: бандиты, мафия, армия.
Дипломат (12% людей)
Следующая стадия, при которой человек нуждается в одобрении окружающих. Он уже понял, что одному ему ничего не добиться и лучше действовать совместно с группой людей. Он постоянно ждет похвалы от семьи, коллег, начальства. Критику воспринимает, как нападки и негатив. Но при этом такие люди стремятся объединить группу и сохранить отношения.
Пример: ортодоксы, бюрократы.
Эксперт (38% людей)
На этом этапе человек впервые может посмотреть на себя со стороны, он ищет свою уникальность, сильные и слабые стороны. Он уважает мнение других, но воспринимает критику только от экспертов. Эксперт хочет изменить свою жизнь к лучшему, упорно трудится и обогащает свои знания. Но такой человек, как правило, плохой игрок в команде, он слишком зациклен на деталях, игнорируя целое.
Пример: менеджер, микроменеджер.
Достиженец (30% людей)
Человек ставит цели и упорно идет к результату, его основная цель — успех. Он отличается рациональностью и любопытством, изучает науку. Достиженец ищет разные возможности, придумывает стратегии и распределяет задачи. Он воспринимает критику и изучает свою психику.
Пример: топ-менеджер, предприниматели.
Индивидуалист (10% людей)
На данном этапе человек впервые задумывается о смысле жизни, о своем состоянии и желаниях. Он погружен в свой собственный мир, чтобы найти ответы на многочисленные вопросы. Индивидуалист предпочитает жить сегодняшним днем, он начинает принимать себя и в результате принимает других. Личный баланс важнее одобрения общества.
Пример: люди творческих профессий, постмодернисты.
Стратег (4% людей)
Стратег хорошо знает собственное «Я», правильно определяет свои эмоции и реакции. Много времени посвящает личностному росту, считает критику важной составляющей жизни. Он живет полной жизнью, концентрируясь на интуиции.
Пример: авторы крупных экосистем.
Алхимик (1% людей)
Человек очень чувствителен к окружающим людям и системам, он ощущает себя частью этого мира (природы и животных). Он основывается на интуиции, осознает, что не является чем-то отдельным, он часть социума. Смысл жизни не существует сам по себе, его рождает человек.
Пример: Махатма Ганди.
Объединяющий (0,1 % людей)
Это не последняя стадия, возможен и другой, наивысший уровень развития. Этот человек понимает, что является всем и одновременно ничем. Он способен видеть больше, чем все остальные, может находить скрытые связи и сигналы. Он полностью осознает парадоксальность мира и не пытается его изменить.
Пример: Мать Тереза.
Еще больше полезной и интересной информации о типологии личности можно узнать из бесплатного курса «Типология личности».