NFT и криптоискусство — горячие тренды в цифровом мире, а все потому что стоимость мема или гифки с невзаимозаменяемым токеном просто зашкаливает. Например, недавно на аукционе Christie продали коллаж из 5 000 картинок почти за $70 млн. И таких сделок достаточно много. Давайте разберемся, что такое NFT и на каких площадках размещают криптоискусство.
NFT — уникальный токен
NFT — это запись в цепочке блокчейна, которую могут посмотреть все пользователи в общем доступе, что делает эту технологию идеальной для обозначения авторского права и передачи объекта в собственность. Такая запись не взаимозаменяема, то есть ее невозможно подделать или удалить. Наличие NFT делает любой объект цифрового искусства уникальным и неповторимым.
Идея NFT заключается в том, что есть как одинаковые объекты, которые полностью повторяют друг друга, так и уникальные. Например, в магазине продаются разные сумки, в момент продажи они взаимозаменяемы. Но если эту сумку купят и будут активно использовать, то появившиеся потертости сделают ее уникальной и неповторимой, другой сумки с такими же изъянами вы не найдете.
Материальные вещи растут в стоимости за счет своей уникальности. Например, художник не сможет нарисовать две идентичных картины, хоть, на первый взгляд, они будут очень похожи. Однако цифровые объекты легко скопировать и получить копию, ничем не отличающуюся от оригинала, — картинки, видео, анимации, гифки, мемы, музыка. Для того чтобы сделать цифровое искусство уникальным, придумали добавлять NFT к электронным объектам. Изображение с таким токеном по-прежнему можно скопировать, но авторство присвоить не получится.
NFT — такой же актив, как и акции?
Сегодня инвесторы покупают права на объекты диджитал-искусства, а потом перепродают эти арт-объекты, зарабатывая на разнице. Кстати, авторство купить нельзя, но можно приобрести права собственности на арт.
А где продают диджитал-искусство с NFT?
Существуют маркетплейсы, на которых продают объекты криптоискусства. Вот две самых известных площадки — OpenSea и Rarible, созданная двумя русскими разработчиками. Все маркетплейсы в основном отличаются между собой наличием некоторых ограничений, например, может быть жесткий отбор авторов или разрешение на публикацию могут получить только лидеры мнений.
Если вам интересна IT-сфера и вы хотите прокачать свои навыки, то поучаствуйте в самом масштабном проекте в России «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект». Вот направления, в которых нужны прорывные решения, — компьютерное зрение, обработка и распознавание речи, интеллектуальная система по принятию решений. Идея проекта — создать российское и мировое ИИ-сообщества и закрыть потребность IT-компаний в высококлассных профессионалах.