Многие сайты состоят из двух слоев: фронтенд для посетителей ресурса и бэкенд для внутренних работ. Фронтенд видят обычные клиенты и используют его по назначению, а бэкенд расположен под «крышкой» и выполняет задачи от фронтенда.
Фронтенд — это разработка интерфейса: картинки, кнопки, меню, карточки товаров, интерактивные фрагменты. Все, с чем пользователи могут взаимодействовать на платформе или в сервисе. Фронтенд-разработчики трудятся вместе с дизайнерами и верстальщиками над созданием продукта, с которым пользователю будет удобно взаимодействовать.
Для того чтобы открыть фронтенд-код на сайте, нужно на любой странице нажать на правую кнопку мыши и выбрать в меню «Посмотреть код».
Бэкенд — это бизнес-логика продукта, которая не видна посетителям сайта. Именно там совершаются все технические работы.
Чем отличается бэкенд и фронтенд — приведем несколько примеров
- Карточка проекта и кнопка «Личный кабинет» — это фронтенд.
- Обновление статуса проекта и условий, добавление курсов в личном кабинете с помощью нажатия кнопки — это бэкенд.
- Результат, который отображается у пользователя на экране: статус проекта и список добавленных курсов в личном кабинете — это опять фронтенд.
Посетитель сайта не может посмотреть код бэкенда в телефоне или браузере, он находится на сервере, на котором размещен сам сайт. Проще говоря, сервер — это такой мощный компьютер, на котором хранятся данные, работает код и отправляются задачи в браузер.
Как взаимодействуют между собой фронтенд и бэкенд
Фронтенд и бэкенд связаны друг с другом. Чаще всего они функционируют по следующей схеме.
- Пользователь нажал на кнопку «Заказать» — фронтенд пересылает эти данные в бэкенд.
- Бэкенд получает эту информацию и обрабатывает ее — составляет для клиента корзину и рассчитывает общую стоимость с доставкой.
- Затем бэкенд отправляет эти сведения обратно фронтенду.
- Фронтенд создает для клиента понятное «изображение» — страницу корзины с итоговой стоимостью заказа и сроком доставки.
Основное отличие фронтенда и бэкенда заключается в том, что один создан для клиента и функционирует на его ноутбуке или телефоне, а другой работает на сервере и показывает посетителю сайта только конечный результат.
Мы попросили поделиться своей историей Бахтадзе-Карнаухова Олега, дважды победителя проекта «Цифровой Прорыв» и генерального директора ООО «Кибер-Тренинг РУС».
«Я начал изучать программирование в 11 лет, тогда я посмотрел фильм Дэвида Финчера “Социальная сеть” и мне захотелось создать свой сайт. Я стал смотреть бесплатные видеоуроки в интернете и по ним обучаться. Потом я принял участие в конкурсе, который организовала «Лаборатория Касперского», и стал победителем. Одним из призов было менторство, благодаря чему я получил много новых знаний.
Когда пришло время поступать в университет, я, конечно же, выбрал факультет информатики и вычислительной техники. Во время обучения мне удалось устроиться на работу программистом в своем вузе: я следил за цифровыми системами и вместе с коллегами разрабатывал сервисы для ведомостей, учета оценок и зачетов.
В 2019 году я увидел рекламу в интернете проекта «Цифровой прорыв» и решил поучаствовать в хакатоне. Вместе с другими программистами мы два дня разрабатывали IT-решение, которое очень понравилось экспертам и членам жюри. Этот продукт и сейчас используют студенты, чтобы обучиться цифровой грамотности и основам безопасности. После победы в проекте мне сразу стали поступать предложения о работе от разных компаний.
На данный момент я разрабатываю технологии для креативных индустрий, основанные на искусственном интеллекте, в рамках импортозамещения. Мы сейчас смотрим в сторону развития своего стартапа, так как появилось поле возможностей в российской IT-сфере, когда можно создать уникальные сервисы и программы».
Если вы хотите бесплатно пройти обучение в ИТ-сфере, принять участие в чемпионатах и совместно с другими разработчиками создать уникальные отечественные решения с искусственным интеллектом, то вам стоит поучаствовать в нашем проекте «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект». Все условия и возможности по ссылке.