Содержание статьи
Для того чтобы команда достигала высоких результатов, должны быть закрыты потребности специалистов. Довольные условиями сотрудники не просто делают свою работу, а готовы выкладываться по максимуму. Удовлетворить их желания поможет нематериальная мотивация — подробнее об инструментах и методах в нашей статье.
Если говорить о потребностях персонала, то нематериальную мотивацию можно условно разделить на несколько видов:
-
Социальная
Такая мотивация предназначена для повышения самооценки специалистов. Например, руководитель отдела тестировщиков заметил, что новый сотрудник часто предлагает креативные решения. Сначала он обсудил эти предложения с командой, а потом предоставил новичку право самостоятельно принимать решения по задаче.
-
Психологическая
Нужна для удовлетворения потребностей в коммуникации. Например, когда сотрудники находятся в офисе, то для неформального общения можно организовывать совместные обеды и иногда звать на них специалистов из других отделов организации.
-
Моральная
Подходит для тех сотрудников, кто нуждается в признании. Например, на совещании руководитель похвалил за хорошие результаты команду дизайнеров. Ещё один вариант мотивации — это статус организации, когда сам факт того, что человек работает в известном месте, помогает ему ощущать себя признанным.
-
Организационная
Необходима для удовлетворения потребностей в безопасности и комфорте. Удобное рабочее место позволяет программисту лучше сконцентрироваться на продукте, а не на раздражающих факторах — например, в помещении жарко и нельзя включить кондиционер или открыть окно.
Выбор способов нематериальной мотивации во многом зависит от специфики работы организации, среднего возраста сотрудников и системы управления. Однако мы подобрали универсальные инструменты, которые подойдут любым компаниям.
Методы нематериальной мотивации
Обратная связь
Организации чаще всего забывают про простую потребность в общении. Как результат, люди выполняют свои задачи, но не понимают до конца, действительно ли делают все как нужно — из-за этого они чувствуют себя некомфортно. В этих случаях лучшим стимулом может стать обратная связь. Когда работник знает, что может обратиться за советом, его всегда выслушают и дадут справедливую оценку, тогда он видит, что работодатель его ценит, и начинает работать еще лучше.
Обучение и развитие
Согласно исследованию ANCOR, 74% российских организаций обучают своих сотрудников. Такая нематериальная мотивация позволяет развивать профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Например, веб-разработчики изучают методы Scrum, а менеджеры по продажам проходят вебинары по клиентоориентированности.
Встречи с руководством
Когда топ-менеджеры организации раз в месяц встречаются с сотрудниками, это влияет на вовлечённость коллектива в общее дело. Например, это могут быть совещания для подведения итогов: руководители рассказывают о результатах, а специалисты могут задавать вопросы или поделиться своим мнением.
Рекомендуем также посмотреть наш бесплатный онлайн-курс «Мотивация сотрудников». В курсе есть как теоретические лекции, так и практические задания, с помощью которых вы сможете легко внедрить методы материальной и нематериальной мотивации в реальной работе.