Содержание статьи
Науку и искусство всегда противопоставляли друг другу. Искусство относили к творческому началу, а науку определяли, как точные данные, сбор фактов, эксперименты и анализ. Но появилась новая наука нейроэстетика. О нейроэстетике впервые заговорил Семир Зеки, британский нейроученый, в 2002 году. Основная задача нейроэстетики — определить, как мозг расценивает произведения искусства, как определяет красоту. В этой статье мы рассмотрим основные законы молодой науки.
Исследования Семира Зеки
Семир Зеки провел эксперимент, чтобы определить, какая область мозга реагирует на красоту. Он собрал группу людей и предложил им посмотреть на картины Рембрандта, Леонардо да Винчи, Клода Моне и других известных художников. С помощью технологий нейровизуализации Семир Зеки сканировал мозг участников во время эксперимента. В результате ученый выяснил, что процесс восприятия произведений искусства происходит в том же участке мозга, в котором человек оценивает привлекательность других людей. Также в целом повысилась активность мозга на 10%, увеличился гормон дофамина, отвечающий за удовольствие.
После эксперимента Семира Зеки, индийский ученый Вилейанур Рамачандран разработал теорию человеческого художественного опыта, в которую вошли 9 основных законов восприятия человеком творчества. Ученый поясняет, что эти законы являются базовыми и, возможно, через некоторое время появятся новые открытия.
9 основных законов Вилейанур Рамачандран
1 закон — группировка
Человеческий мозг радуется, когда ему удается отгадать загадку. В случае с искусством человек получает удовольствие, когда ему удается рассмотреть единое целое в картинах импрессионистов. Объяснение этого закона заключается в том, что в первобытное время человеку необходимо было охотиться, искать добычу, следить за хищником.
2 закон — максимальное смещение
Многие художники используют прием по увеличению или выделению определенных черт в картине, например, в карикатурах. Вилейанур Рамачандран рассказал об интересном исследовании про птенцов чаек, которых выкармливали люди. Они воспринимали желтый пинцет с красным кончиком за клюв мамы. Чем сильнее выражены акценты на пинцете, тем птенцы больше реагировали на него.
3 закон — контраст
Контраст помогает мозгу определить границы предмета и сконцентрироваться на главном. Контраст может быть как цветной, так и фактурный. Этот закон работает по принципу группировки, когда человек определяет единое целое в разрозненной картине.
4 закон — изоляция
Художники выделяют главные объекты на картине, чтобы передать основной смысл произведения. Таким образом они облегчают задачу мозгу, он быстрее воспринимает концепцию.
5 закон — решение проблем восприятия
Человек быстро теряет интерес к очевидным вещам, не имеющим определенного контекста. Намного увлекательнее искать скрытый смысл, угадывать предметы. Сам процесс поиска доставляет больше удовольствия, чем само произведение в целом.
6 закон — неприязнь к совпадениям
В природе нет идентичных явлений: каждый камень, снежинка, животное уникально. Поэтому художники стараются создать уникальные произведения, которые никому еще не встречались. Нервная система человека устроена так, что ему быстро приедаются знакомые образы и он теряет интерес.
7 закон — порядок
Людям нравится порядок в доме, когда вещи сложены в стопку, посуда разложена по местам, стулья стоят в ряд у стола. Им нравится все вокруг упорядочивать. Но ученые пока не выяснили до конца, где находится баланс между хаосом и педантичным порядком.
8 закон — симметрия
Нашему мозгу нравится все симметричное, но сам человек не обладает идеальными пропорциями. Поэтому излишняя симметрия в картинах может насторожить людей. Этот закон относится к конкретным объектам, а не к многочисленным предметам.
9 закон — визуальная метафора
Цель метафоры в литературе — увеличить признак предмета или явления с помощью сравнения с другими предметами. В живописи применяется точно такой же прием. Например, когда художник рисует сигарету, плавно перетекающую в пистолет. Она сразу начинает ассоциироваться с чем-то опасным и губительным для здоровья.
Еще больше полезной информации о навыках и компетенциях человека можно узнать на платформе «Россия — страна возможностей».