Содержание статьи
Конфликты происходят в любой команде, и это вполне нормально. Такие ситуации случаются, потому что у каждого человека разный опыт и свой взгляд на жизнь, а общение между людьми чем-то напоминает обмен зашифрованными данными. Один составляет сообщение при помощи собственных символов, а другой расшифровывает его исходя из своих навыков. В статье объясняем, из-за чего появляются разногласия и чем могут быть полезны.
Какую пользу можно получить из конфликта в коллективе
Если руководитель умеет управлять конфликтными ситуациями в организации, снижать накал и выводить спор из деструктивного состояния в конструктивное, то это может дать хороший результат, например:
- В процессе спора четко определяются позиция и интересы, которые помогают быстрее решить проблему. Например, два дизайнера не могут решить, какой лендинг сделать — простой минималистичный или яркий с множеством виджетов:
Мнение первого специалиста: дизайн лендинга должен быть простым, чтобы пользователь мог сконцентрироваться на главном.
Мнение второго специалиста: лучше выбрать яркий дизайн, так как наша целевая аудитория — студенты вузов.
Решение руководителя: давайте протестируем оба варианта и потом сверим показатели.
- Острые проблемы не скрываются, а сразу же обсуждаются в команде, благодаря чему принимаются правильные решения.
Например, разработчик часто допускает ошибки в коде и коллеге приходится периодически доделывать его работу, из-за чего у них возникают конфликты. Поэтому руководитель решает обсудить с ними напрямую эту проблему и спросить, как он может помочь в данной ситуации.
- Специалисты развивают компетенции в процессе конфликта: умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и придумывать аргументы для отстаивания своей позиции.
Если вы испытываете трудности с выстраиванием диалога в профессиональной среде, то посмотрите наш бесплатный онлайн-курс «Коммуникативная грамотность». Вы узнаете, как убрать барьеры в общении и противостоять манипуляциям.
Из-за чего чаще всего возникают споры на работе
Условно причины конфликтных ситуаций делятся на объективные и личностные. К первому типу можно отнести споры по рабочим задачам, а ко второму — разногласия в отношениях сотрудников. Давайте рассмотрим подробнее самые распространенные из них.
Объективные причины
- Неправильно распределены зоны ответственности между сотрудниками. Если специалисты не знают, кто и за какие задачи отвечает, возникают корпоративные споры.
- Нарушаются обязательства. Если кто-то из сотрудников не выполняет задачи должным образом, то это может спровоцировать конфликт.
- Поручения или задачи ставятся нечетко. Руководитель и специалист должны понимать одну и ту же задачу одинаково.
- Недостаточно ресурсов. Задач много, а для их выполнения не хватает сотрудников или финансов. Все усилия управленца распределить ресурсы поровну между отделами ведут к конфликтам.
Личностные причины
- Взаимоотношения между членами команды. Иногда люди не сходятся во взглядах или образе жизни.
- Нездоровая атмосфера на работе. Напряженные и недовольные сотрудники охотнее вступают в конфликт с другими коллегами, даже по разным пустякам.
- Некорректная обратная связь. Например, комментарий от руководителя «Это ужасный баннер, ты его рисовал левой ногой?» не поможет дизайнеру понять, что он сделал не так, зато может сильно обидеть.
И специалистам, и управленцам важно уметь распознавать начинающийся конфликт и понимать принципы разрешения спора. Это поможет увеличить поле для развития компетенций, снизить риск, что коллектив развалится, и атмосфера будет плодотворной.